МОУ Ручевская СОШ
с. Руч, Усть-Куломский район, Республика Коми
  • Ежегодая конференция по проектной и исследовательской деятельности

    Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся,  совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

      10 сентября 21 мая

      Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности

      Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

      - Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

      -Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

      - Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

      - Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

      - Развитие системного мышления.

      - Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

      - Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.

      -Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

      - Поддержка мотивации в обучении.

      - Реализация потенциала личности.

       

      Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности

      -Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению  дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).

      -Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.

      -Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

      - Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.

      -Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

      -Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.

      -Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.

       Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

      - Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

      -Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,  референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

      -Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

       Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

      -Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

      -Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных

      работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

      -Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся  компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

      Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

      Проектная деятельность

      Учебно-исследовательская

      деятельность

      Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и

      необходимого для конкретного использования

      В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

      Отрицательный результат – тоже результат

      Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте,  планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

      Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

      Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и

      последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

      Требования к построению проектно-исследовательского процесса

      1.Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.

      2.Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

      3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

      4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.

      5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

      6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

      7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.

      8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

      9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

      Формы организации проектной деятельности

      -Виды проектов:

      • информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
      • исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но  исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
      • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
      • социальный, прикладной (практико-ориентированный);
      • игровой (ролевой);
      • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

      - По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.

      -По количеству участников:

      • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
      • парный, малогрупповой (до 5 человек);
      • групповой (до 15 человек);
      • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).

      -Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

      Формы организации учебно-исследовательской деятельности

      1. На урочных занятиях:

      • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
      • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
      • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

      2. На внеурочных занятиях:

      • исследовательская практика учащихся;
      • образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную  образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
      • предметная неделя;
      • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie